Ни один из прижизненных портретов М. Ю. Лермонтова не даёт полного представления о том, как выглядел поэт. Более того, на всех портретах как будто запечатлены разные люди. И дело не только во внешности: выражение лица, поза, осанка, взгляд настолько разнятся, словно характеризуют противоположные психологические типы.
В чём же загадка – в многогранности натуры Лермонтова или в том, что художникам так и не удалось разглядеть чего-то самого главного?
Самые ранние портреты М. Ю. Лермонтова выполнены неизвестными художниками, вероятно, крепостными. Это детские портреты, по ним ещё сложно делать какие-то выводы.
На портрете работы Ф. Будкина заметно желание автора приукрасить натуру: удлинённое лицо, прямой нос, красивые линии лба, пышная шевелюра – это не реальные черты позирующего, скорее, желание художника ему польстить.
В изданиях произведений М. Лермонтова часто публикуют его портрет работы П. Заболотского. Художник был учителем живописи Лермонтова и хорошо его знал. Наверное, именно близкое знакомство с поэтом и дало ему преимущества. Портрет выполнен в реалистичной манере и точно передаёт не только черты внешнего облика, но и некоторые черты характера. По сравнению с лихим самоуверенным гусаром с портрета Ф. Будкина изображённый Заболотским поэт выглядит более правдоподобно: в его взгляде проскальзывает нерешительность, в позе отсутствует бравада. Среди прижизненных портретов работа П. Заболотского считается одной из лучших.
Находясь в ссылке на Кавказе, в 1837 г. М. Лермонтов написал автопортрет для любимой женщины – В. Лопухиной. Эта работа интересна тем, что в ней автор запечатлел собственные представления о себе: душевная мягкость и даже робость в сочетании с несколько детским лицом и неизбывной печалью в глазах создают образ трагический и неоднозначный, несколько романтизированный. При этом Лермонтов ни в чём не стремится приукрасить реальность, портрет правдив во всех деталях внешнего облика.
В 1838-1840 гг. три портрета М. Лермонтова пишет А. Клюндер. Между этими работами проходит не больше года, тем не менее нельзя не заметить разницы в облике позирующего. При этом относительно первого портрета часто высказывались сомнения по поводу сходства с оригиналом.
В 1840 г. ещё один портрет Лермонтова пишет П. Заболотский. И снова в работе угадывается тёплое отношение художника к позирующему и его близкое с ним знакомство. Автор попытался изобразить не только внешние черты, но и настроение и эмоциональное состояние поэта в тот момент: сосредоточенный взгляд и твёрдость выразительных губ выдают волевой характер.
Примечателен портрет, написанный однополчанином поэта – бароном Д. Паленом, после валерикского боя. Принято считать, что это наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных портретов Лермонтова.
Акварельный портрет кисти К. Горбунова – последнее прижизненное изображение Лермонтова. Художнику Р. Шведе довелось писать поэта уже на смертном одре.
Самыми точными обычно называют работы П. Заболотского и Д. Палена – возможно, такое впечатление складывается из-за того, что художники были хорошо знакомы с поэтом и запечатлели не только его внешний облик, но и своё тёплое отношение к позирующему. Но даже на этих картинах мы видим трёх непохожих людей – как знать, может, это свидетельство частых и глубоких внутренних перемен, а вместе с ними изменений и внешнего облика поэта. Либо каждый художник акцентировал внимание на разных чертах, которые он сам считал самыми важными. Это останется одной из многочисленных загадок, связанных с личностью поэта.
Источник: kulturologia.ru
Уважаемые друзья! Обязательно ставьте лайки и подписывайтесь на сайт и делитесь своим мнением в комментариях!
Свежие комментарии