На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Михаил михаил
    Великолепный комментарий"Святой" убийца: ...
  • Игорь Кочнев
    опять паскуды лживые от либерасни запели старую песню. А на деле по статистике 85 проц немцев захваченных в плен . ве...«95% пленных не в...
  • hikujkuik Юрий
    ну почитали ваши опусы и поняли что Отари произошло от отара. Т.е ни думать ни читать, ни считать не умеет отара. Вот...Иона Якир: за что...

Эволюция института брака в России

Мало кто знает, что в языческую эпоху на территории Руси похищение женихом невесты без ее согласия , как это часто происходило на Кавказе, считалось вполне нормальным делом. Восточные славяне создавали семьи таким образом на протяжении веков. Впрочем, со временем мужчины стали гуманнее: красть девиц не прекратили, однако все чаще с понравившейся девушкой стали договариваться заранее. Кроме того, чтобы формирование родственных уз не превращалось в поножовщину, решили, что женщин можно покупать у их родных. Жених, явившись к отцу девушки, предлагал ему деньги. Таким образом, то, что у восточных народов известно как калым, практиковалось в свое время и на Руси. Мнение же самой невесты при сделке не учитывалось: если отец ее продал, то девушке оставалось только смириться.

Любопытно , что до принятия христианства на Руси существовала полигамия, которая ,правда, не была всеобщей. Сколько иметь жен, мужчина решал для себя самостоятельно. Как правило, это был вопрос не моральных обязательств, а финансовой состоятельности.Однако с укреплением христианства на Руси многоженство как институт перестало существовать.

Петр Великий, реформируя страну, уделял особое внимание институту брака. Один из его указов повторял положение «Русской правды» Ярослава Мудрого, провозглашая принцип добровольности вступления в супружеские отношения. Родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к союзу. Интересно, что указ Петра I, принятый в 1714 году, запрещал венчаться дворянам, не знающим основ арифметики и геометрии. В 1722 году Петр еще более ужесточил нормы, постановив запретить вступление в брак лицам, которые не получили образования либо не проходили военной службы. При Петре Великом священников впервые обязали регистрировать венчания, рождения и смерти.

Как ни странно, но добиться расторжения брака в то время было крайне сложно. Самым простым способом получить возможность вступить во второй брак было вдовство. Легитимными причинами для расторжения брака в царской России в XIX веке считались: доказанное прелюбодеяние, двоеженство (двоемужество) ,монашество и т.д.. Церковь допускала не только второй, но и третий брак, однако для его заключения необходимы были исключительные обстоятельства. Четвертый брак не признавался ни при каких обстоятельствах.

Ситуация кардинально изменилась после революции 1917 года. 18 декабря 1917 года вышел декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака в государственных органах. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении.

Однако в шестидесятые семейное законодательство в СССР снова подверглось некоторой либерализации, хотя и не имевшей столь масштабных последствий. Традиционалисты и сегодня сетуют, что русская революция «серьезно ударила по институту семьи». И все-таки необходимо признать, что именно после 1917 года советская женщина почувствовала себя полноценной личностью, которая вправе сама решать, как и с кем ей жить.

Картина дня

наверх