На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Михаил михаил
    Великолепный комментарий"Святой" убийца: ...
  • Игорь Кочнев
    опять паскуды лживые от либерасни запели старую песню. А на деле по статистике 85 проц немцев захваченных в плен . ве...«95% пленных не в...
  • hikujkuik Юрий
    ну почитали ваши опусы и поняли что Отари произошло от отара. Т.е ни думать ни читать, ни считать не умеет отара. Вот...Иона Якир: за что...

Утопил ли Степан Разин персидскую княжну

В середине 20 века глава МИД СССР А. А. Громыко перед переговорами с представителями Ирана дал задание своей службе проверить, не помешают ли важной встрече и ее результатам,обросшая многочисленными легендами история о якобы утоплении Степаном Разиным персидской княжны. Как известно, один из наиболее ярких исторических фактов о Степане Разине связан с его отношением к персидской княжне. Об этом сложены многочисленные песни, стихи, сказания, написаны картины. Повсюду в этих источниках Разин выступает как жестокий и бессердечный человек, готовый пожертвовать всем на пути к своей цели. Естественно, властям того времени такой неоднозначный, и даже, скорее, отрицательный образ Разина был на руку, поскольку в различных слоях населения у Степана нашлось немало заступников и сочувствующих.

Дело было якобы так: в одном из своих персидских походов Степан взял в плен княжну-красавицу. Она настолько понравилась ему, что он решил жениться на ней и сыграть свадьбу по всем правилам. Однако команда и сподвижники обвинили своего атамана в том, что он променял вольницу и данные им клятвы на личное счастье. Желая доказать им, что это не так, Степан приказал бросить княжну в воду и продолжить пир, теперь уже во славу прежней вольной жизни.

Впервые на Руси эту историю узнали из переводов книги Яна Стрейса "Три достопамятных... путешествия" (1880 год, перевод С. Юрченко). Правда, отечественные историки, даже те, которые в своих произведениях всегда защищали монархию и крайне негативно относились к личности бунтовщика С. Разина, о таком вопиющем факте из жизни атамана не сообщают в своих источниках, старательно обходя тему стороной, либо упоминая ее вскользь, с уточнением "легенда".

Произведенные по приказу Громыко тщательные исторические изыскания также показали, что атаман и его войско никогда не брали в плен персидскую княжну. Мало того, ее отец ,хан Мамед, обращался к русскому правительству только по поводу возвращения ему сына, о дочери же ни в одном документе, ни в одной отписке нет упоминания. Безусловно, разинцы в самом деле брали в плен девушек , особенно знатного происхождения, из богатых семей. Делалось это с целью получения за них хорошего выкупа или для обмена на русских людей, которых немало томилось на чужбине. Но спрашивается, чего ради понадобилось бы разинцам чинить расправу над беззащитными женщинами? Какой им был от этого прок? Столь жестокая акция, во-первых, противоречит всякому здравому смыслу, а казаки отсутствием такового отнюдь не страдали, во-вторых, у них был свой неписаный кодекс чести, в соответствии с которым они не обращали оружие против женщин и эту заповедь выполняли неукоснительно.

Кроме того, было установлено, что в ряде сказаний поволжских народов легенда о княжне гласит, что ею была на самом деле русская "вещая дева" Соломонида (или Соломония), которая в волжских водах вовсе не утонула, а стала владычицей подводного царства и активно помогала Разину и его казакам (П. И. Мельников-Печерский "В лесах").Еще одна неточность, не позволяющая считать свидетельства современников-очевидцев правдивыми — указание разных рек в их "воспоминаниях". Так, у Фабрициуса это — Яик (Урал), у Стрейса — Волга, а некто Артемий, современник Разина, называет местом утопления "атаманской полюбовницы" Левую Кержанку — приток Волги.

Учитывая описания допросов атамана, сохранившихся в исторических музеях и архивах, его личность можно назвать противоречивой и неоднозначной, однако маньяком, утопившим сразу трех девиц в трех разных реках, он точно не был !

Картина дня

наверх