На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Михаил михаил
    Великолепный комментарий"Святой" убийца: ...
  • Игорь Кочнев
    опять паскуды лживые от либерасни запели старую песню. А на деле по статистике 85 проц немцев захваченных в плен . ве...«95% пленных не в...
  • hikujkuik Юрий
    ну почитали ваши опусы и поняли что Отари произошло от отара. Т.е ни думать ни читать, ни считать не умеет отара. Вот...Иона Якир: за что...

Иван Сусанин — национальный герой или персонаж самого знаменитого русского мифа?

 

Историю героя освободительной борьбы русского народа против польских интервентов Ивана Сусанина, который зимой 1612–13, якобы спасая царя Михаила Федоровича Романова, намеренно завел отряд поляков в непроходимый болотистый лес, за что был замучен и убит, все знают со школьных лет. История подвига Сусанина стала символом единства царской власти и народа, вписавшись в концепцию «православие, самодержавие, народность»!

Первую версию подвига Сусанина опубликовал в 1812 году в своем журнале "Русский вестник" однофамилец композитора Глинки историк Сергей Глинка. Он опирался на единственный реальный документ об Иване Сусанине — "обельную" (освобождающую от налогов грамоту ), жалованную 30 ноября 1619 года от имени царя Михаила Романова зятю Богдану Собинину и другим родственникам Сусанина за геройский подвиг предка. Кроме того царь пожаловал им в вечное потомственное владение половину деревни Деревнище, расположенной в трех верстах от села Домнина.

 

 

Царь Михаил Федорович Романов

В литературе классическая версия «подвига Сусанина» появляется впервые в учебнике Константинова (1820 г.). Далее эта история получает развитие в учебнике Кайданова (1834 г.) и в работах Устрялова . Как не парадоксально, но в 1835 году по указу самодержца Николая I Екатеринославская площадь в Костроме (в честь императрицы Екатерины II) получила новое название, Сусанинская. Однако это переименование не было последним: в 1918 году она стала Площадью революции,а в 1992 — опять Сусанинской.

1851 году по проекту скульптора В.Демут-Малиновского в Костроме воздвигли монумент, посвященный подвигу Ивана Сусанина. Он представлял собой высокий столб, увенчанный бюстом царя Михаила Федоровича и склоненную перед ним фигуру национального героя Сусанина.

К сожалению, по декрету Совета народных комиссаров в 1918 года большевистские вандалы разрушили этот памятник, сбросив на землю фигуры царя и его спасителя Сусанина, а на постамент водрузили деревянный обелиск с портретами одиозных революционных деятелей (Маркса, Ленина и др.)! Любопытно, что ещё некоторое время была видна надпись:"За царя и Отечество".

 

Первый памятник Сусанину

Первую оперу о подвиге Ивана Сусанина написал композитор и дирижёр итальянского происхождения Катерино Кавос в 1815 году. Двадцать лет спустя русский композитор Глинка написал оперу «Жизнь за царя». Обе оперы шли одновременно в Большом театре Санкт-Петербурга, а Осип Петров, обладатель выдающегося баса, исполнял партию Ивана Сусанина в каждой из них. В 1939 году по личному указанию Сталина опера Глинки была переименована в «Ивана Сусанина». Одновременно в новом либретто упоминание о подвиге ради царя исчезло и персонаж домнинского старосты символизировал героизм простого русского человека!

Сейчас это может показаться невероятным, но больше двухсот лет о подвиге Ивана Сусанина в России практически никто не знал, а многие исследователи ,вообще, считали эту история мифом. Первым критиком официальной версии подвига Сусанина стал в 1862 году профессор кафедры русской истории Петербургского университета, академик Николай Костомаров, который в одной из своих
статей усомнился в общепринятой истории подвига.

Костомаров однозначно утверждал, что история с Сусаниным — миф и его памятнику не место среди истинных героев России, поскольку он не совершал никакого подвига, а случайно попал под сабли какой-то банды разбойников, забредшей в этот глухой уголок Костромской земли. И только благодаря ловкости его родственников, подсунувших царю челобитную о мнимом подвиге предка, он стал известен России как герой.

 

Профессионал высокого класса Костомаров выявил практически все слабые места официальной версии жизни и смерти Сусанина. В первую очередь польский король не мог дать такое задание, поскольку Михаил Романов на момент смерти Сусанина был лишь одним из претендентов на престол, а пока еще не царем. Поэтому его убийство не помогло бы сохранить русский трон для польского короля или его сына.Вместе с тем не логично утверждать, что Сусанин отдал жизнь за претендента на престол, а не царя!

Не надо также забывать, что этнических поляков в войске захватчиков было не более 30%, остальные были литовцами, беларусами, украинцами и немцами.Именно поэтому ,думаю, можно в какой-то степени согласиться с историком Иероноима Граалем , который заявил :«Единственное, что меня немного смущает в изложении событий времен Смуты, — это упор на польское происхождение захватчиков». Вместе с тем 4 ноября 1612 года поляки и литвины уходят на запад и все имеющиеся отряды Речи Посполитой отступают от Москвы в сторону границы, поэтому вызывает сомнение их вояж в то время под Костромой!

Иван Сусанин

Кроме того, болото, где погиб Сусанин, сравнительно небольшое, всего 5 км в самом широком месте, и вполне проходимое, тем более зимой. Убийцы легко смогли бы оттуда выбраться по той же проложенной своими повозками и конями в лесу колее.Немаловажно также, что почти с любого места "непроходимого" болота виден купол церкви в соседней деревне Домнино. Да и кто мог бы рассказать про подвиг Сусанина, если он сам якобы вместе с поляками погиб на месте ?

Несостоятельность версии с болотом отметает и российский журналист Александр Трифонов, побывавший в родных местах Сусанина, когда в советские времена, исследуя болото, археологи тогда не нашли никаких следов утопших поляков и Сусанина.Таким образом, версия с болотом автоматически отпадает.

Довольно сомнительным выглядит и то, что ни в одном историческом источнике фактически нет упоминания непосредственно о подвиге Сусанина. Только один документ - «Жалованная грамота» крестьянину села Домнино Богдашке Собинину от царя Михаила Романова в 1619 году упоминает об Иване Сусанине, отце Антониды Сусаниной, жены этого Богдашки. И ,вообще, могло ли стать такое чудо, что некий крестьянин мордвин вдруг единственный в глухой деревушке знал о месте расположения царя, который в то время скрывался в хорошо укреплённом Ипатьевском монастыре?

Исходя из всего этого , возникает логический вопрос — кто же на самом деле убил несчастного Ивана Сусанина и за что. Существует версия, согласно которой в 1613 году за царем Михаилом вообще никто не охотился и не было никакого польско-литвинского вооруженного отряда. А была шайка разбойников, одной из жертв которой и оказался Иван Сусанин. А прибыли в Домнино заезжие молодцы, чтобы поживиться у мужиков провиантом и фуражом для уставших коней. Прижимистый же староста Сусанин ничего даром давать не хотел и тогда незваные гости лишили его жизни.

Один из авторитетнейших историков России – Сергей Соловьев также считал, что Сусанина мучили не литовцы или поляки, а именно казаки или разбойники. Кроме того, кропотливо изучая архивы, он однозначно нашел доказательства тому, что в данный период никаких военных действий в районе Костромы не происходило!

В 2005 году Кострому облетела сенсационная новость: во время археологических раскопок древнего Исуповского некрополя найдены, по всей видимости, останки народного героя Ивана Сусанина и все якобы сходится: «тип черепа, наследственные болезни, аномалии строения тела». Однако молекулярно-генетическая экспертиза живых и мертвых родственников героя не дала положительных результатов.

Несмотря на все вышесказанное, образ героя-крестьянина, спавшего царя-батюшку, до сих пор продолжает жить и сердцах людей. Особенно стали вспоминать про Сусанина во время Великой Отечественной войны, когда палачу народов Сталину стало понятно, что лживая коммунистическая идеология не может повысить воинствующий дух народа и мобилизовать людей на противостояние врагу. Именно поэтому 9 ноября 1941 года в своей знаменитой речи Сталин был вынужден предложить народу страны Советов вдохновляться мужественным образом великих предков: Сусанина, Невского, Суворов и т. д.(правда, у ортодоксальных коммунистов этот список вызвал негодование!).

В 1967 году на месте разрушенного кровожадными нехристями большевиками в 1918 году памятника Сусанина в городском сквере Костромы был установлен новый памятник национальному герою России работы скульптора Н.Лавинского .

До сих пор у историков нет понимания, что на самом деле случилось под Костромой в конце 1612 — начале 1613 года. Вместе с тем, когда в России укоренялся миф о Сусанине, никто,почему-то, не вспомнил, что подобным героем был русский крестьянин Микита Галаган на Украине, подвиг которого, в отличие от Сусанина, подтвержден документальными свидетельствами того времени.

Произошло все в мае 1648 года, когда гетман Богдан Хмельницкий преследовал польское войско Потоцкого и Калиновского. В тот момент русский крестьянин Микита Галаган вызвался пойти к отступавшим полякам проводником, но завел их в чащобы, задержав до прихода Хмельницкого, за что и поплатился жизнью. Вот кого,по мнению многих историков, надо было делать героем и сочинять оперы !

История Ивана Сусанина стала одним из главных мифов России.Вместе с тем Сусанин, подобно Чапаеву, также стал персонажем многочисленных анекдотов — порой довольно кощунственных. Например, в советское время был популярен анекдот, в котором говорилось о последних перед казнью отчаянных словах якобы случайно заблудившегося в лесу Ивана Сусанина «А где же все-таки эта чертова дорога?»!

Видимо, мы никогда больше не узнаем того, что на самом деле произошло с Иваном Сусаниным в то злополучное время. Несмотря на это, с 2005 года Россия отмечает День народного единства, вспоминая такие же мифические подвиги Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, как и Ивана Сусанина. Что поделаешь, новые времена требуют новых праздников и новых героев, поскольку история сильно зависит от политической конъюнктуры.В этом отношении история России не исключение — она, к сожалению, полна мифов и фальсификаций !

 

С надеждой из Грузии, Отари Хидирбегишвили !

Уважаемые друзья! Подписывайтесь на сайт и вы ознакомитесь еще со многими интересными статьями !

 

 

 

 

Картина дня

наверх