Историю героя освободительной борьбы русского народа против польских интервентов Ивана Сусанина, который зимой 1612–13, якобы спасая царя Михаила Федоровича Романова, намеренно завел отряд поляков в непроходимый болотистый лес, за что был замучен и убит, все знают со школьных лет. История подвига Сусанина стала символом единства царской власти и народа, вписавшись в концепцию «православие, самодержавие, народность»!
Первую версию подвига Сусанина опубликовал в 1812 году в своем журнале "Русский вестник" однофамилец композитора Глинки историк Сергей Глинка. Он опирался на единственный реальный документ об Иване Сусанине — "обельную" (освобождающую от налогов грамоту ), жалованную 30 ноября 1619 года от имени царя Михаила Романова зятю Богдану Собинину и другим родственникам Сусанина за геройский подвиг предка. Кроме того царь пожаловал им в вечное потомственное владение половину деревни Деревнище, расположенной в трех верстах от села Домнина.
Царь Михаил Федорович Романов
В литературе классическая версия «подвига Сусанина» появляется впервые в учебнике Константинова (1820 г.). Далее эта история получает развитие в учебнике Кайданова (1834 г.) и в работах Устрялова . Как не парадоксально, но в 1835 году по указу самодержца Николая I Екатеринославская площадь в Костроме (в честь императрицы Екатерины II) получила новое название, Сусанинская. Однако это переименование не было последним: в 1918 году она стала Площадью революции,а в 1992 — опять Сусанинской.
1851 году по проекту скульптора В.Демут-Малиновского в Костроме воздвигли монумент, посвященный подвигу Ивана Сусанина. Он представлял собой высокий столб, увенчанный бюстом царя Михаила Федоровича и склоненную перед ним фигуру национального героя Сусанина.
К сожалению, по декрету Совета народных комиссаров в 1918 года большевистские вандалы разрушили этот памятник, сбросив на землю фигуры царя и его спасителя Сусанина, а на постамент водрузили деревянный обелиск с портретами одиозных революционных деятелей (Маркса, Ленина и др.)! Любопытно, что ещё некоторое время была видна надпись:"За царя и Отечество".
Первый памятник Сусанину
Первую оперу о подвиге Ивана Сусанина написал композитор и дирижёр итальянского происхождения Катерино Кавос в 1815 году. Двадцать лет спустя русский композитор Глинка написал оперу «Жизнь за царя». Обе оперы шли одновременно в Большом театре Санкт-Петербурга, а Осип Петров, обладатель выдающегося баса, исполнял партию Ивана Сусанина в каждой из них. В 1939 году по личному указанию Сталина опера Глинки была переименована в «Ивана Сусанина». Одновременно в новом либретто упоминание о подвиге ради царя исчезло и персонаж домнинского старосты символизировал героизм простого русского человека!
Сейчас это может показаться невероятным, но больше двухсот лет о подвиге Ивана Сусанина в России практически никто не знал, а многие исследователи ,вообще, считали эту история мифом. Первым критиком официальной версии подвига Сусанина стал в 1862 году профессор кафедры русской истории Петербургского университета, академик Николай Костомаров, который в одной из своих
статей усомнился в общепринятой истории подвига.
Костомаров однозначно утверждал, что история с Сусаниным — миф и его памятнику не место среди истинных героев России, поскольку он не совершал никакого подвига, а случайно попал под сабли какой-то банды разбойников, забредшей в этот глухой уголок Костромской земли. И только благодаря ловкости его родственников, подсунувших царю челобитную о мнимом подвиге предка, он стал известен России как герой.
Профессионал высокого класса Костомаров выявил практически все слабые места официальной версии жизни и смерти Сусанина. В первую очередь польский король не мог дать такое задание, поскольку Михаил Романов на момент смерти Сусанина был лишь одним из претендентов на престол, а пока еще не царем. Поэтому его убийство не помогло бы сохранить русский трон для польского короля или его сына.Вместе с тем не логично утверждать, что Сусанин отдал жизнь за претендента на престол, а не царя!
Не надо также забывать, что этнических поляков в войске захватчиков было не более 30%, остальные были литовцами, беларусами, украинцами и немцами.Именно поэтому ,думаю, можно в какой-то степени согласиться с историком Иероноима Граалем , который заявил :«Единственное, что меня немного смущает в изложении событий времен Смуты, — это упор на польское происхождение захватчиков». Вместе с тем 4 ноября 1612 года поляки и литвины уходят на запад и все имеющиеся отряды Речи Посполитой отступают от Москвы в сторону границы, поэтому вызывает сомнение их вояж в то время под Костромой!
Иван Сусанин
Кроме того, болото, где погиб Сусанин, сравнительно небольшое, всего 5 км в самом широком месте, и вполне проходимое, тем более зимой. Убийцы легко смогли бы оттуда выбраться по той же проложенной своими повозками и конями в лесу колее.Немаловажно также, что почти с любого места "непроходимого" болота виден купол церкви в соседней деревне Домнино. Да и кто мог бы рассказать про подвиг Сусанина, если он сам якобы вместе с поляками погиб на месте ?
Несостоятельность версии с болотом отметает и российский журналист Александр Трифонов, побывавший в родных местах Сусанина, когда в советские времена, исследуя болото, археологи тогда не нашли никаких следов утопших поляков и Сусанина.Таким образом, версия с болотом автоматически отпадает.
Довольно сомнительным выглядит и то, что ни в одном историческом источнике фактически нет упоминания непосредственно о подвиге Сусанина. Только один документ - «Жалованная грамота» крестьянину села Домнино Богдашке Собинину от царя Михаила Романова в 1619 году упоминает об Иване Сусанине, отце Антониды Сусаниной, жены этого Богдашки. И ,вообще, могло ли стать такое чудо, что некий крестьянин мордвин вдруг единственный в глухой деревушке знал о месте расположения царя, который в то время скрывался в хорошо укреплённом Ипатьевском монастыре?
Исходя из всего этого , возникает логический вопрос — кто же на самом деле убил несчастного Ивана Сусанина и за что. Существует версия, согласно которой в 1613 году за царем Михаилом вообще никто не охотился и не было никакого польско-литвинского вооруженного отряда. А была шайка разбойников, одной из жертв которой и оказался Иван Сусанин. А прибыли в Домнино заезжие молодцы, чтобы поживиться у мужиков провиантом и фуражом для уставших коней. Прижимистый же староста Сусанин ничего даром давать не хотел и тогда незваные гости лишили его жизни.
Один из авторитетнейших историков России – Сергей Соловьев также считал, что Сусанина мучили не литовцы или поляки, а именно казаки или разбойники. Кроме того, кропотливо изучая архивы, он однозначно нашел доказательства тому, что в данный период никаких военных действий в районе Костромы не происходило!
В 2005 году Кострому облетела сенсационная новость: во время археологических раскопок древнего Исуповского некрополя найдены, по всей видимости, останки народного героя Ивана Сусанина и все якобы сходится: «тип черепа, наследственные болезни, аномалии строения тела». Однако молекулярно-генетическая экспертиза живых и мертвых родственников героя не дала положительных результатов.
Несмотря на все вышесказанное, образ героя-крестьянина, спавшего царя-батюшку, до сих пор продолжает жить и сердцах людей. Особенно стали вспоминать про Сусанина во время Великой Отечественной войны, когда палачу народов Сталину стало понятно, что лживая коммунистическая идеология не может повысить воинствующий дух народа и мобилизовать людей на противостояние врагу. Именно поэтому 9 ноября 1941 года в своей знаменитой речи Сталин был вынужден предложить народу страны Советов вдохновляться мужественным образом великих предков: Сусанина, Невского, Суворов и т. д.(правда, у ортодоксальных коммунистов этот список вызвал негодование!).
В 1967 году на месте разрушенного кровожадными нехристями большевиками в 1918 году памятника Сусанина в городском сквере Костромы был установлен новый памятник национальному герою России работы скульптора Н.Лавинского .
До сих пор у историков нет понимания, что на самом деле случилось под Костромой в конце 1612 — начале 1613 года. Вместе с тем, когда в России укоренялся миф о Сусанине, никто,почему-то, не вспомнил, что подобным героем был русский крестьянин Микита Галаган на Украине, подвиг которого, в отличие от Сусанина, подтвержден документальными свидетельствами того времени.
Произошло все в мае 1648 года, когда гетман Богдан Хмельницкий преследовал польское войско Потоцкого и Калиновского. В тот момент русский крестьянин Микита Галаган вызвался пойти к отступавшим полякам проводником, но завел их в чащобы, задержав до прихода Хмельницкого, за что и поплатился жизнью. Вот кого,по мнению многих историков, надо было делать героем и сочинять оперы !
История Ивана Сусанина стала одним из главных мифов России.Вместе с тем Сусанин, подобно Чапаеву, также стал персонажем многочисленных анекдотов — порой довольно кощунственных. Например, в советское время был популярен анекдот, в котором говорилось о последних перед казнью отчаянных словах якобы случайно заблудившегося в лесу Ивана Сусанина «А где же все-таки эта чертова дорога?»!
Видимо, мы никогда больше не узнаем того, что на самом деле произошло с Иваном Сусаниным в то злополучное время. Несмотря на это, с 2005 года Россия отмечает День народного единства, вспоминая такие же мифические подвиги Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, как и Ивана Сусанина. Что поделаешь, новые времена требуют новых праздников и новых героев, поскольку история сильно зависит от политической конъюнктуры.В этом отношении история России не исключение — она, к сожалению, полна мифов и фальсификаций !
С надеждой из Грузии, Отари Хидирбегишвили !
Уважаемые друзья! Подписывайтесь на сайт и вы ознакомитесь еще со многими интересными статьями !
Свежие комментарии