История Нины Соколовой, первой в истории женщины-водолаза, мало известна.Однако именно эта отважная женщина предложила руководству осажденного немцами Ленинграда проложить по дну Ладожского озера трубопровод, через который на протяжении всей блокады город будет получать бесценное топливо. Выполняя эту тяжелую и ответственную работу, она провела 27 суток под водой, чтобы проложить по дну Ладожского озера трубопровод, ставший для осажденного Ленинграда «артерией жизни».
Задача стояла тяжелейшая: работать нужно было быстро и тайно, а опыта сооружения подобных магистралей не существовало ни в отечественной, ни в зарубежной практике. Отряд Соколовой проводил все подводные работы на дне озера, участвовал в укладке труб, обеспечивал необходимый водный транспорт для проведения работ.
Ценой невероятных усилий секретный трубопровод с наносными станциями и топливными резервуарами протянули всего за полтора месяца Трубопровод протяженностью 29 километров и диаметром чуть больше метра проложили на глубине до тридцати пяти метров. На восточном берегу Ладоги установили две насосные станции, на западном – резервуарный парк и наливную эстакаду. Производительность бензопровода по разным оценкам составила от 400 до 600 тонн горючего в сутки. За общее время эксплуатации – с июня 1942 по март 1943 года – в осажденный Ленинград через Ладогу поступило около 50 тысяч тонн бензина. После снятия блокады труба была заморожена. Об «артерии жизни» немцы так и не узнали.
Во время этих работ Нина Васильевна была дважды серьезно ранена. Залечив раны, она участвовала в разминировании подводных мин и расчистки завалов. После снятия блокады Ленинграда Нина Соколова получила звание полковника-инженера, а за свою службу она провела под водой почти 650 часов. После войны Соколова занималась преподаванием и передачей своего опыта работы водолазом.Легендарная инженер-подполковник Военно-Морских сил награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знаком Почета».
Свежие комментарии