На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Михаил михаил
    Великолепный комментарий"Святой" убийца: ...
  • Игорь Кочнев
    опять паскуды лживые от либерасни запели старую песню. А на деле по статистике 85 проц немцев захваченных в плен . ве...«95% пленных не в...
  • hikujkuik Юрий
    ну почитали ваши опусы и поняли что Отари произошло от отара. Т.е ни думать ни читать, ни считать не умеет отара. Вот...Иона Якир: за что...

Сталинский переход от первобытной «шаманской дикости» к «новому советскому быту»

Советский Союз унаследовал огромную территорию дореволюционной России с крайне разнообразным населением, многоукладность жизни которого отчетливо проявлялась в религиозной сфере. Проводимая царским правительством политика обращения «туземцев» в православие не была завершена, и у ряда народов Поволжья и Сибири в 1917 году и позднее продолжали существовать шаманы. Коммунисты, видя в традиционных культах экзотическую разновидность «опиума для народа», начали «перевоспитывать» чувашей, якутов, шорцев и других язычников на атеистических началах. Об этом сообщает Рамблер.

В советской литературе 20-30-х годов образ шамана получает крайне негативную окраску. Поначалу ставка была сделана на антирелигиозную пропаганду средствами СМИ и беллетристики. Разумеется, на большинство неграмотных коренных жителей печатное слово повлиять не могло. Традиционным риторическим оборотом, обозначающим переход от первобытной «шаманской дикости» к «новому быту», становится «великое кочевье». Создаётся Всеалтайское общество безбожников, насаждающее атеизм, а шаманизм объявляется «мстительной и страшной религией», от которой местные жители «устали». О самих шаманах в народе распространялись негативные сведения — например, утверждалось, что они повально больны венерическими болезнями.

К 1930 году считалось, что «камлание» и кровавые жертвоприношения в Ойротии полностью искоренены, а бубны и маньяки (ритуальная одежда) сожжены. В предисловиях к сборникам фольклора, изданным в то время, говорится, что к «старой жизни» алтайцы полностью охладели. Однако на деле традиция в этом горном районе продолжала соблюдаться — в 1930-е годы здесь жило несколько десятков практикующих шаманов. Хотя шаманизм существовал и позже, в печати и литературе на местах о нём в дальнейшем почти не упоминается. От пропаганды власти перешли к прямым репрессиям.

Настоящим гонениям шаманы начали подвергаться в 1930-е годы. Так, на Дальнем Востоке при раскулачивании зажиточных родов чукчей шаманов сразу объявляли «вредоносными» элементам и расстреливали .Другой практикой было лишение избирательных прав — «лишенец» не мог вступить в колхоз и оставался без средств к существованию. За проведение ритуалов шаманов штрафовали. Репрессивным мерам подвергались не только они сами, но и их родственники. Например, в Приамурье местные сельсоветы принимали решения о высылке «классово чуждых» жителей из населенных пунктов.

Под таким давлением шаманы стали писать заявления об отказе от своих убеждений и сдавали ритуальные костюмы. Примечательно, что председатели сельсоветов, недостаточно активно включавшиеся в антирелигиозную работу, снимались с должностей. Партийные чиновники вели учёт всех практикующих шаманов, и увеличение их числа трактовалось не в пользу местных руководителей.

Сталинский «большой террор» ускорил процесс. С 1937 года нивхские и ульчские шаманы репрессировались как «японские шпионы». Власть наложила полный запрет на совершение ритуалов и обрядов. У коренного населения изымались все культовые предметы — их конфисковали комсомольцы и члены партии, специально с этой целью ходившие по домам.

Однако , несмотря на сталинские репрессии, традиция шаманства все же сохранилась .Правда, шаманство стало тайными — на лоне природы или за занавешенными окнами домов. В 1960-е годы, в разгар хрущёвской антирелигиозной борьбы, шаманов еще штрафовали, однако накануне перестройки борьба с этим явлением стала уже чисто формальной.

Таким образом, бездарная политика советской власти по уничтожению института шаманства среди коренного населения достигла лишь частичного успеха, и шаманы дожили до 1990-х годов, когда все ограничения на их деятельность были сняты.

Картина дня

наверх