Известно, что страны, участвующие в военных конфликтах, всегда стараются использовать любые, порой даже безумные идеи для достижения успехов. Во время Второй Мировой войны таких идей было множество, поскольку стремление к победе дает невероятный стимул к созданию порой безумных изобретений. Взять хотя бы взрывающихся крыс – идея британцев, наделавшая много шума среди германских нацистов, или советских «противотанковых» собак-самоубийц, вызвавших у немецких солдат нелюбовь ко всем собакам.
Какие-то из идей воплощались в жизнь, другие же так и остались на стадии обсуждения.В 1942 году ситуация на западном фронте для Великобритании была катастрофической. Немцы фактически блокировала Великобританию, отрезав ее от всего остального мира, германские субмарины перехватывали атлантические конвои кораблей, которые подвозили нужные припасы к острову, с помощью подводных лодок. Самолеты же могли сопровождать корабли только до середины Атлантического океана. К осени 1942 года потери выросли настолько, что Британские острова оказались на грани голода.
Именно в это время из-за острейшего дефицита стали появилась спасительная идея создания корабля-авианосца изо льда и древесных опилок. Автором проекта гигантского ледяного авианосца «Хаббакук» принято считать британского инженера и ученого Джеффри Пайка. Название этому проекту Пайк дал в честь пророка Аввакума,а Хаббакуком называют божество криннского пантеона – доброго бога моря и живой природы. Эту фантастическую идея поддержали в высших кругах Соединенного Королевства, включая премьер-министра Черчилля.
Лондонская газета «Таймс» когда-то назвала Пайка одной из самых ярких и неординарных фигур в новейшей истории Великобритании. И он поистине заслужил эту славу.
Когда грянула Первая мировая, Пайк бросил престижный Кембридж и с фальшивым паспортом проник в Германию, откуда на свой страх и риск собирался отсылать в Лондон разведдонесения. Уже через неделю шпиона-любителя арестовали и упрятали в расстрельный блок берлинской тюрьмы Рулебен.Там он едва не умер от пневмонии, но сумел совершить фантастический побег и вернуться на родину.Мысль о создании гигантского авианосца изо льда, по одной из версий, пришла ему в голову на больничной койке в психиатрической больнице. Разрабатывалось сразу два подхода к созданию авианосца изо льда. Первый – самый дешевый – заключался в спиливании верхушки крупного айсберга и переоборудовании его поверхности под взлетно-посадочную полосу. Предполагалось, что такие корабли, отличающиеся крайней дешевизной, будут использоваться для скоротечных воздушных операций против стратегических объектов противника. Такой айсберг-авианосец также должен был быть оснащен системами обороны, жилыми отсеками и двигателем с рулями управления. Время использования такого корабля ограничивалось бы несколькими месяцами.
Второй подход предполагал создание авианосца с нуля из заранее подготовленных ледяных блоков, между которыми пролегали бы трубы холодильных установок, что позволяло бы кораблю не таять и выполнять свои функции длительное время.После долгих обсуждений британское министерство обороны выбрало именно второй вариант, как наиболее перспективный.
Планировалось построить проектное судно длиной 600 м, шириной 90 м и высотой 200 м. Он должен был обеспечить базирование не менее чем 500 самолетов. Его корпус должен был иметь толщину более 12 метров, что делало бы его неуязвимым для снарядов и торпед. Внутри авианосца было предусмотрено громадное пространство из ангара и жилых помещений для 3590 моряков и летчиков. Двигаться авианосец должен был благодаря 26 моторным гондолам, вмороженным в борта. При этом максимальная скорость бы составила 7 узлов.
Экспериментально Пайк установил, что если смешать воду с целлюлозой, то после заморозки получается лед, превосходящий по прочности обычный и дольше не поддающийся таянию. Новый материал, который, как выяснилось позже, обладал еще и большей плавучестью, решено было назвать «pykret». К британскому проекту привлекли американских и канадских союзников, и вскоре тестовый образец корабля всего за два месяца построили и спустили на воду в Канаде, где начались его испытания.
К 1943 году судно было успешно протестировано в летних условиях, но у английского адмиралтейства возникло несколько вопросов к инженерам: они просили увеличить прочность палубы для посадки тяжелых бомбардировщиков и оснастить судно дополнительной защитой против торпед немецких субмарин. Для этих доработок необходимо было усиливать металлический каркас судна, что выливалось в солидные дополнительные денежные и временные затраты.
Кроме того, осенью 1943 года американцы ввели в эксплуатацию стратегическую авиабазу в исландском Кеблавике, которая полностью изменила расстановку сил в Северной Атлантике.Вместе с тем Британии наконец-то удалось преодолеть дефицит стали и наладить выпуск дешевых авианесущих кораблей. В это же время у союзников появились новые самолеты дальнего радиуса действия, способные контролировать пространство от Ла-Манша до экватора, а боевые корабли стали оснащать противолодочными сонарами и радарами.
Исходя из вышесказанного, проект гигантского ледяного авианосца «Хаббакук» был постепенно забыт и остался лишь в виде чертежей.Тестовый же экземпляр корабля таял на протяжении трех лет.И сегодня на озере Патриция стоит памятная доска об испытаниях столь фантастического проекта. вскоре растаял, оставив после себя металлический каркас-скелет.
С надеждой из Грузии, Отари Хидирбегишвили !
Ставьте лайки и подписывайтесь на сайт, делитесь своим мнением в комментариях!
Свежие комментарии